23.12
2019
И пар Отечества нам сладок и приятен
И пар Отечества нам сладок и приятен

Посреди декабря мы вспомнили, что давно собирались написать о русской бане – а для этого, пожалуй, нет лучшего времени, чем новогодние праздники. И вот мы беседуем с Сергеем Волковым, практиком и философом высокой науки русского пара. 

Сегодня глаза разбегаются от обилия всевозможных SPA-процедур: хамамы, расулы, офуро, сауны, русские бани, комнаты ароматерапии, соляные комнаты и тому подобное. Что из этого богатства вы можете рекомендовать нашим читателям? Сугубо личное мнение: наиболее адекватно человеческому организму и наиболее натурально – это честно сделанная русская баня. Пускай сегодня даже в ней можно увидеть и потолок в звездах, и телевизор, и музыкальный «релакс», все эти атрибуты прогресса никакого отношения к русской банной традиции не имеют. Ее суть – глубокое тепло, пар, веники, водные процедуры. И – тишина. Если люди парятся по-настоящему, то хоккей там смотреть некогда. В русской парилке необходимо, чтобы человек хоть на пять минут оказался наедине с собой или один на один с парильным (по В. И. Далю: «Профессионал, который пользует вас вениками в бане, зовется парильным, а банщик – простыни выдает»). В это время происходит мощнейшее психическое выправление. Когда прервана связь с внешним миром, начинается активная саморегуляция. Организм выравнивается на всех уровнях, гармонизируется. Это очень глубокие процессы. 

Итак, откуда есть пошла русская баня?

Начнем, наверное, с баньки «по-черному» – это исконное, изначальное. Это печь без трубы в небольшом срубе, где дым выходит через окно или дырку в потолке – то, что прежде на Руси могли себе позволить самые простые люди. 

Как готовится банька «по-черному»? Сначала сильно накаляются камни. Соответственно, дальше дымом и излучением от камней сильно нагреваются потолок, стены, пол, полкѝ. Ну, все это, конечно, в саже. Многие считают – это особенно оздоравливает человека. Не буду спорить – видимо, так оно и есть. Для меня главное другое: в парилке «по-черному» все сильно нагревается, потом тихо-тихо остывает. Как говорят, баня должна «настояться». И в тот момент можешь зайти и сесть. Излучение от печи не обжигает, и тебе комфортно: кожа не покрывается красными пятнами, ты начинаешь спокойно потеть – значит, баня правильно приготовлена и можно париться. От момента, когда выгребли угли из печи, выложенной из камней по определенной технологии, должно пройти полтора, два, а то и три часа. То есть в бане «по-черному» тогда комфортно, когда излучение от печи уже не интенсивное, камни можно рукой потрогать и волдыри не получить.

Но есть немало сторонников высоких температур.

Приходилось об этом слышать. «В печи чугунные болванки нагреты до белого свечения. Если чугун белый – значит, там 1000 градусов. Плеснешь – и летит мелкодисперсионный пар, а именно он полезен и т. д.»… Не спорю. Только пусть те, кто предлагают такой пар вдыхать, сперва разберутся, что же такое дисперсия.

Тонкий пар может точно так же рождаться на поверхностях, нагретых до 150 градусов – если стены, потолок и пол тоже нагреты, примерно до 100 градусов. Таким паром легко дышать. Это очень серьезная, принципиальная разница: когда баню «по-черному» правильно приготовили, вы захóдите, садитесь, и первое чувство: легко дышать. Второе: пульс ровный, спокойный. Если в норме у вас 75 – ну, в бане будет 80–85.

Остывшая печь в «черной» бане лучится мягким теплом. Чем ниже температура нагретого тела, тем длиннее волна, тем она глубже проникает в ткани и лучше прогревает. Разница температур между печью и поверхностями стен, потолка – минимальная: воздух не двигается, время замирает. Сразу и легко идет потоотделение, телу и душе комфортно. Вот вся физика данного процесса.

А чем температура излучателя выше, тем волна короче: она дальше верхних слоев кожи не идет. Получаем ожог. Если в сауне или в «усовершенствованной» русской бане много доведенных до белого или красного каления поверхностей, то что происходит? Заходим в парилку – пульс сразу 140, кожа начинает краснеть и долгое время не потеет.

А как родилась «парилка Волкова»?

Случай, случай… Никогда не ставилась задача: имитировать баню «по-черному». Так вышло, что на момент, когда я занялся парилками, я ничего о них не читал, не читал о банях (я до сих пор, можно сказать, ничего не читал). У меня не было печника – просто каменщик, в жизни не клавший печки. Мы делали нечто свое просто потому, что учиться пришлось в боевых условиях. Строили человеку дом и баню. Заказчик попросил заодно сложить кирпичную печь – «чтоб 4 часа топить, а потом часа 4 можно было бы париться». А знакомых печников не было, и искать некогда. Подошли мы к этому процессу так: была нарисована некоторая порядовка (эскиз печки с раскладкой на кирпичи), по ней мы сделали нашу первую печь. Топили 14 часов, нагрелась до 40 градусов – разобрали, сделали еще раз. Пришла хозяйка, ей не понравился дизайн.

А мы с заказчиком были хорошие товарищи; я разобрал эту печку, перевез ее к себе, и у себя я все делал еще 5 раз. Каменщик сложит, потопим – что-то получилось, что-то не получилось. «Разбирай! – говорю. – Давай заверни вон туда канал…»

То есть топили прямо по сырой глине?

У нас сложилась технология такая: мы по сырой топим, вразрез с общепринятым представлением. И печи у нас не разъезжаются, служат десятилетиями.

Три месяца ушло на то, чтобы выложить первый образец печки: 4 часа топишь, часов 6–8 можно париться. Заплатил я за эти месяцы своему каменщику полторы тысячи долларов – в 94‑м колоссальные были деньги… И затем я примерно полгода отрабатывал параметры парилки: высоту потолков, высоту полков – полки у нас несколько трансформируются. Мы об этом везде публикуем, ничего не скрываем. Уже многие заимствуют –  на здоровье, не жалко.

А первоначально вы позиционировались просто как застройщик?

Просто как строительная компания, которая строит дорого, добротно и с душой: дома, гаражи, ландшафты, заборы… Никаких мыслей начать какое-то новое направление не было вообще. И когда это случилось, на то, чтобы осознать, что же у нас вышло, потребовалось несколько лет. Ко мне стали приезжать друзья, потом друзья друзей.

Баня топилась два раза в неделю, во двор набивалось по 10–12 машин. Потом я стал свои парилки делать в тех усадьбах, которые строил, потому что заказчики начали спрашивать: «А бани есть? А печка какая? А можно приехать попариться?» Люди приезжали, парились… Так сладился фирменный волковский парной продукт.

…Печь протопили 4–5 часов, выгребли все угли из топочной камеры, проветрили, закрыли, дали постоять минимум полтора часа. Но если простоит 3–4–5 часов до того, как начали париться, – будет только лучше, только мягче. Заходишь. Три ниши, лежат камни – пожалуйста, пока руки сухие, не начали потеть, можно тронуть рукой, всего 130–140 градусов. А вот полы такие горячие, что долго босиком стоять некомфортно – надо сесть. Мы полки специально делаем из плотной черной ольхи, чтобы были по-горячее. А не из крупнопористого абаша, как многие нынче (абаш, кстати, в русской бане очень скоро вонять начинает: в крупные поры забивается неприятный запах). Сто процентов людей с первого захода через минуту начинают обильно потеть. Вот, собственно говоря, суть продукта. И теперь мы рекламируем себя как компания, которая создает пар. И слоган на сайте: «Другие продают банные печи, а у нас покупают пар».

То есть все-таки это ваше искусство, а не изобретательство, так получается? Эмпирический опыт?

Ну, на мой взгляд, изобретательство и искусство всегда рядом идут. Мне все это в кайф было. Я не фиксировал, не записывал, не отмечал количество неудачных или удачных вариантов. Фактически печь и парилка были завершены в 95‑м году, но с тех пор постоянно идут модификации. У нас сегодня 7 типов печей, под разные размеры парилок – они серьезно отличаются по конфигурации. Но то, что было заложено в первом образце, свято сохраняется во всех модификациях. Мы ушли от фольги, от утеплителя. Работаем только с массивом, только с натуральным материалом на стенах, на полах, на полках. Утеплители и фольгу оставили только на потолке над слоем дерева минимум в 7 см… Хотя вполне могли бы заменить традиционными российскими материалами – но это хлопотно потом для владельца, сложно в уходе.

Это вам не «финский термос», который к нам пришел в 90‑е годы. Сауны типовые: доски, фольга, утеплитель… Раз-раз – собрали! Но волна-то тепловая, она же отраженная идет, она уже поменяла свои характеристики. Вот мы это отражение и убрали. Даже если баня кирпичная, мы внутрь ставим массив сибирского кедра или архангельской сосны, 140–200 мм. Ставим «лафет» – специально загодя готовим – и человек получает натуральную парилку. Кирпич, камень жадеит, дерево, правильный тепловой режим – такую баню можно рекомендовать всем. За исключением разве только тех, кому врач сказал «завтра умрет». А всем остальным можно. Если сказано «умрет через месяц» – значит, можно ходить в баню. Баня к смерти не приведет. Правильная баня…

Хотелось бы спросить еще в продолжение этого разговора – как соответствует русская баня национальному характеру? Вот вы начали с хамама – это наследие римской бани: мягкой, влажной. Она сохранилось на юге империи, дождалась турок, которые сумели ее оценить и освоить.

Полностью согласен.

Финская, скандинавская баня, с ее экстремальным сухим перегревом – она, наверное, созвучна суровой северной душе. А русская баня где-то посередине находится. Жарче, чем хамам, и в то же время достаточно влажная.

Это если говорить о сауне фабричного производства, с электрической печкой – она серьезно отличается от русской бани. Но финская баня в земле, с печкой, сложенной из камней, она не так уж разнилась с русской баней «по-черному». Мы в земле строили мало, а они любили зарыться.

И еще: я не совсем знаю, что такое сегодня наш национальный характер. Я думаю, что наше нынешнее отношение к русской бане – это ментальность, которая закладывалась, в частности, фильмом «Ирония судьбы, или С легким паром!»… «Каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим в баню». Но вы же понимаете, я всё-таки 49‑го года, а значит, общался достаточно много с людьми, которые родились в позапрошлом веке. Я и бабушек своих помню, и общался с ними. Я, например, застал такой период, когда не помню уже какой по счету съезд КПСС выдвинул лозунг «Сближение деревни с городом!». И это сближение происходило-таки – причем происходило в головах. Приезжаешь в деревню на границе Московской и Владимирской областей, в нормальный деревенский дом. И вот хозяин дома зовет: «Идем, я тебе покажу, как баню переделал». Приводит в парилку: печь разобрана, стоит колонка на дровах и чугунная ванна, куда горячая вода наливается. «Видишь, Николаич, у меня теперь ванная, как у тебя в Москве». Понимаете? Вот так параллельно шло разрушение русских бань и русской деревни.

Шло одновременно с укрупнением деревень, когда свозили людей в поселки городского типа, где деревенские люди теряли свой исконный уклад, не приобретая качества горожан.

Совершенно верно. В брошенных деревеньках баньки где-то на берегу гнили потихонечку, а в тех двух-трехэтажных домах, где иной раз ванны у людей были, а иногда удобства на улице и рядом какие-то огороды – терялось все, я с вами полностью согласен. То, что на протяжении многих лет русские люди отказывались от своих традиций, и им в этом активно помогало государство, – это факт. Слава богу, что-то сохранили. Но когда стали возвращаться, началась мешанка (то, чем в хозяйстве курей кормят, гусей и т. д.) Я, например, в Тверской области видел много таких вот бань русских: вот печечка, типа буржуйки, на нее наложены большие керамические изоляторы. И вот топят, топят, изоляторы нагреют… Заходишь – дышать нечем. На изоляторы потом льют воду и говорят: «Изоляторы тепло держат много лучше камней». И это русская баня?! Или «баня забайкальского комсомольца» (то есть ЗК, зека). Вы в натуре это видели? Я видел. Это с тех самых 30‑х годов – бочка большая железная для воды, внутрь вваривается бочка маленькая, в ней горит огонь – самовар получается… Это тоже баня, уже можно сказать, традиционная. И в эту мешанку сейчас подсыпают псевдосауну, псевдохамам, псевдорусскую баню… И сегодня мы имеем достаточно извращенное представление о том, что такое баня и как в ней надо париться. Равно как и о том, что мы за народ и куда идем…

Тем более отрадно, что есть среди нас люди, способные вдохнуть новую жизнь в добрые традиции, формирующие национальный характер!..